Перейти к содержимому

Миоков Николай Дмитриевич

Миоков Николай Дмитриевич 03.08.1916 - 25.11.1987
Герой Советского Союза
    Даты указов
1. 27.06.1945Медаль № 7488

Дополнительное фото:



Фото с сайта Красные соколы. Советские летчики 1936-1953. 2 аэ 91 иап. 1 Украинский фронт. Лето 1944 г. 1-й ряд сидят слева направо: зам. командира 2 аэ М.Чижиков, командир 2 аэ капитан Н.Д.Миоков, адьютант 2 аэ Герой Советского Союза капитан Д.Ф.Ковтюлев 2-й ряд стоят слева направо: ком. звена лейтенант И.П.Шалаев, летчик мл.лейтенант Н.Двирник, летчик мл.лейтенант Карпов, ст. летчик лейтенант Носов, летчик мл. лейтенант Берёзкин, ком. звена ст. лейтенант Г.Козин, летчик мл. лейтенант Жучков, ст. летчик лейтенант Баранов, ст. летчик Игнатов, летчик мл. лейтенант Н.Савчук. Источник: Фото из архива П.В.Авдонина.


Фото с сайта Красные соколы. Советские летчики 1936-1953. Слева направо: ст. летчик В.Карпов, командир 2 аэ Н.Д.Миоков, летчик В.Жучков, командир полка А.Р.Ковалев, ком. звена Г.Козин, ст. летчик Н.Двирник, летчик Н.Пурисов, зам. командира аэ А.Малышев, ком. звена Н.Ватагин, командир аэ И.Цыганов, зам. ком. полка по политической части С.И.Волков. 31.03.1945 г., аэродром Гроткау, Германия. Источник: Фото из архива П.В.Авдонина.

Миоков Николай Дмитриевич – командир эскадрильи 91-го истребительного Дембицкого ордена Богдана Хмельницкого авиационного полка (256-я истребительная Киевская Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), майор.

Родился 3 августа 1916 года в селе Нижнее Попаснянского района (ныне посёлок городского типа Первомайского района) Луганской области (Украина) в семье рабочего. Украинец. Окончил 7 классов и горнопромышленное училище. Работал электрослесарем на шахтах № 5 и № 13.

Призван в армию 1 августа 1935 года. В 1938 году окончил Иркутское военное авиационное техническое училище и был направлен в Забайкальский военный округ, на советско-монгольскую границу. Техник-лейтенант Н.Д.Миоков служил в 150-м скоростном бомбардировочном авиационном полку, которым командовал майор И.С.Полбин, будущий дважды Герой Советского Союза. Участвовал в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол в 1939 году, обслуживал и ремонтировал бомбардировщики СБ. Был награждён медалью «За отвагу».

В Великой Отечественной войне принимал участие с июля 1941 года. Сражался на Западном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. Член ВКП(б) с 1942 года.

В 1943 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, приобрёл военную специальность лётчика-истребителя. В сентябре 1943 года был направлен в 91-й истребительный авиационный полк 256-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии, в которой воевал до конца войны. Летал на самолётах Як-1, Як-7Б, Як-3.

Участвовал в наступлении Воронежского фронта на киевском направлении, битве за Днепр; в Киевской наступательной операции (3 – 13 ноября 1943 года) и освобождении столицы Украины Киева; Киевской оборонительной операции (13 ноября – 22 декабря 1943 года); в разгроме фашистских войск на Правобережной Украине – Житомирско-Бердичевской операции (24 декабря 1943 — 14 января 1944 года); Корсунь-Шевченковской операции (24 января — 17 февраля 1944 года); в освобождении Западной Украины и восточных районов Польши – Проскуровско-Черновицкой операции (4 марта — 17 апреля 1944 года); Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля — 29 августа 1944 года).

В январе — марте 1945 года участвовал на территории Польши в Сандомирско-Силезской (12 января — 3 февраля), Нижнесилезской (8 – 24 февраля) и Верхнесилезской (15 – 31 марта) наступательных операциях. С середины апреля участвовал в Берлинской стратегической операции и в штурме Берлина (16 апреля — 8 мая).

В ходе многочисленных воздушных боёв приобрёл богатый боевой опыт и стал истребителем – асом. С 29 сентября 1943 по 9 мая 1945 года произвёл 226 успешных боевых вылетов, из них на самолётах Як-1 – 36, Як-7Б – 9, Як-3 – 181 боевой вылет.

По выполнению боевых задач: на прикрытие боевых порядков наземных воск – 152; на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков в район цели и обратно – 12; на разведку войск и аэродромов противника – 18; на свободный поиск противника со штурмовкой его наземных войск – 30; вылетов по тревоге на перехват воздушных целей – 14 боевых вылетов.

Провёл 54 воздушных боя, преимущественно с превосходящими по количеству силами противника. В воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника, из них: 5 самолетов Ме-109; 9 самолётов ФВ-190; 6 самолётов Ю-87; 2 самолёта ФВ-189.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, и за сбитые 22 самолёта противника майору Миокову Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7488).

После войны продолжал службу в родном полку в составе Центральной группы войск (ЦГВ). В 1948 году окончил Высшую лётно-тактическую офицерскую авиационную школу, в 1952 году - курсы усовершенствования командного состава (КУКС). Служил командиром истребительного полка (в/ч 45193) и заместителем командира 126-й истребительной авиационной дивизии в Ленинградском военном округе (ЛенВО).

С 1958 года полковник Н.Д.Миоков — в запасе. Жил в городе Пушкин Ленинградского горсовета. Работал на железной дороге.

Скончался 25 ноября 1987 года. Похоронен в городе Пушкин на Казанском кладбище.

На доме в посёлке Нижнее установлена мемориальная доска.

Награждён двумя орденами Ленина (27.06.1945; 22.02.1955), тремя орденами Красного Знамени (31.12.1943; 22.02.1945; 29.04.1954), орденами Александра Невского (23.02.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (15.11.1950), медалями «За отвагу» (17.11.1939), «За боевые заслуги» (15.10.1947), «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ».

В июле 1941 года 150-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, где Н.Д.Миоков служил авиатехником, был переброшен на Западный фронт, где в составе 22-й армии участвовал в оборонительных боях на территории Витебской и Псковской областей (районы Полоцк – Невель – Великие Луки).

В августе 1941 года подбитый самолёт СБ командира полка И.С.Полбина совершил вынужденную посадку на территории, занятой врагом. Технический экипаж самолёта во главе с техник-лейтенантом Н.Д.Миоковым перешёл линию фронта, отыскал самолёт и за трое суток отремонтировал его. И.С.Полбин улетел на исправленной машине в полк, а группа Миокова осталась в тылу врага. Через несколько дней она, пробираясь по лесам, вышла в расположение стрелковой дивизии, сражавшейся в окружении. Члены технического экипажа стали рядовыми бойцами стрелковой роты. 28 сентября 1941 года дивизии удалось прорвать кольцо окружения и соединиться с нашими войсками, а Миоков с товарищами вернулся в свой полк, к этому времени базировавшийся на аэродроме Ржев. В сентябре 1941 года он был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1943 году.

С конца сентября 1943 года начал боевые действия на Воронежском фронте (с 20 октября 1943 года – 1-й Украинский фронт). В составе этой дивизии полк прошел до конца войны. В разное время на вооружении полка были истребители Як-7, Як-9, Як-1.

В мае 1944 года полк убыл в Багай-Барановку (Саратовская область), в 8-й запасный авиационный полк для переучивания на новые истребители Як-3. Як-3 были получены полком (первым из фронтовой авиации) 13 июня 1944 года. В начале июля полк вернулся в дивизию. Именно в 91-м истребительном авиационном полку проходили фронтовые испытания Як-3 в ходе Львовско-Сандомирской операции.

Первые пять своих самолётов Н.Д.Миоков сбил в боях над Киевской областью. Был награждён орденом Красного Знамени.

Следующие три самолёта – в Радомышльском и Житомирском районах в ходе Житомирско-Бердичевской операции. Был награждён орденом Александра Невского.

С весны 1944 года в ходе Проскуровско-Черновицкой операции действовал в районе города Тернополь при окружении гарнизона, отражении деблокирующих ударов и ликвидации группировки.

Два самолёта были им сбиты в том же районе непосредственно перед началом Львовско-Сандомирской операции. Прикрывал штурмовиков при образовании «Колтувского коридора» и при многочисленных массированных штурмовках окружённой вражеской Бродской группировки.

С августа 1944 года участвовал в боях над Сандомирским плацдармом, в том числе в знаменитом вылете 1-го гвардейского штурмового авиакорпуса почти в полном составе на коммуникации врага, ведущие к Сандомирскому плацдарму. Штурмовыми полками были в этом вылете разрушены все подвозные магистрали, а истребители прикрытия сбили большое количество вражеских самолётов.

Последние несколько самолётов Н.Д.Миоков сбил в районе города Баутцен, где гитлеровские войска предприняли удар по частям 52-й армии из Чехословакии на Берлин.

Из наградного листа:

Майор Миоков за время пребывания в полку показал себя как высококвалифицированный мастер воздушного боя. В воздушных боях держится храбро, дерзко навязывая свою волю противнику. Своей отвагой и мастерством увлекает ведомых своей группы, которая всегда кончает бой, нанеся наибольшие потери противнику.

Тов. Миоков является хорошим разведчиком и всегда доставляет командованию ценные сведения о противнике.

В декабре 1943 года, базируясь со своей эскадрильей на отдельном аэродроме, выполнял задачи по разведке в интересах 40-й армии. За постоянно доставляемые ценные сведения о противнике эскадрилья во главе с майором Миоковым получила благодарность Военного Совета 40-й армии.

Летая систематически ведущим группы, он в самых разнообразных метеорологических условиях и воздушной обстановке задания выполняет отлично.

Прикрывая свои наземные войска, майор Миоков никогда не допускал к ним бомбардировщики и штурмовики противника, а дерзостью и умением (при любом количестве самолётов противника) своевременно вступал в бой, разгонял их и наносил им потери.

6 февраля 1945 года майор Миоков повёл шестёрку истребителей на прикрытие наземных войск в районе города Ратибор (Рацибуж), Польша. За линией фронта он встретил смешанную группу противника в составе 18 Ю-87 под прикрытием шести ФВ-190. Внезапной атакой противник был атакован, после чего пара связала боем истребителей противника, а четвёрка, управляемая Миоковым, неоднократными атаками била бомбардировщиков.

В этом бою группа Миокова сбила 6 бомбардировщиков, из которых лично Миоков сбил три самолёта. Остальные, нарушив свой боевой порядок, сбросили бомбы на свои войска и беспорядочно ушли на запад. Группа Миокова своих потерь не имела.

Примечание. По данным книги М.Ю.Быкова, этот бой происходил 6 ноября 1943 года над Киевской областью, в районе Салтаново, Васильков, Мотовиловка.

21 апреля 1945 года майор Миоков в составе четырёх экипажей прикрывал свои наземные войска в районе города Ниски (Германия). По радио с передового командного пункта командира корпуса майор Миоков был предупреждён, что к линии фронта подходит группа самолётов противника. На подходе к линии фронта группа из 14 истребителей ФВ-190, шедшая штурмовать наш передний край, была встречена звеном Миокова. В завязавшемся бою Миоковым было сбито два ФВ-190. Остальные, освободившись от бомб, беспорядочно ушли на запад.

В этот же день, вторично вылетев в том же составе прикрывать свои войска, группа встретила 4 ФВ-190. В завязавшемся бою группа сила два самолёта, один из которых сбил майор Миоков. В обоих боях группа Миокова потерь не имела.

Громя немецко-фашистских захватчиков, майор Миоков прошел славный боевой путь. Он бил фашистских стервятников под Киевом и на Днепре, под Житомиром и Львовом, под Краковым и на реке Одер, под Берлином и до последнего дня окончательного разгрома врага.

Эскадрилья под руководством майора Миокова за период с октября 1943 по 9 мая 1945 года произвела 1480 боевых вылетов. Она провела 78 воздушных боёв, в которых лётчики со своим командиром сбили 67 самолётов противника, потеряв за этот период четырёх лётчиков и 9 самолётов.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Подвиги, ставшие легендой. - Донецк: Донбас, 1985