Перейти к содержимому

Меккелев Евгений Ильич

Меккелев Евгений Ильич 26.12.1916 - 17.08.1977
Герой Социалистического Труда
    Даты указов
1. 05.11.1943Медаль № 130
Орден Ленина № 16261

Дополнительное фото:

Меккелев Евгений Ильич - старший диспетчер военно-эксплуатационного отделения №2, Карельский фронт.

Родился 26 декабря 1916 года в селе Паданы ныне Медвежьегорского района Республики Карелия в крестьянской семье. Карел. Окончил сельскую школу-семилетку, затем в 1936 году Петрозаводский путейско-эксплуатационный техникум. Получив диплом техника-эксплуатационника, работал дежурным по станции Уросозеро Кировской железной дороги. Энергичный, любознательный и инициативный, он быстро овладел специальностью движенца. С июня 1937 года трудился поездным диспетчером Масельского отделения службы движения.

В октябре 1937 года был призван в Красную Армию. Во время боёв с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол в Монголии был помощником командира взвода 432-го гаубичного артполка. В бою был контужен. В время войны с Финляндией 1939-1940 годов участвовал в боях на Карельском перешейке помощником командира подразделения 118-го лыжного батальона. Снова был контужен.

После лечения в госпитале вернулся к работе поездного диспетчера Масельского отделения, где организовал первую на Кировской дороге молодёжную смену. С началом Великой отечественной войны продолжал выполнять свои обязанности, хотя станция находилась фактически в прифронтовой полосе. Хотя размер действующей Кировской магистрали и уменьшился, оккупантам не удалось захватить пути от Масельской до Беломорска и далее до Мурманска. Через станцию, на которой работал Меккелев, шли военные грузы поступавший в порт Мурманск от союзников.

Диспетчер Меккелев явился инициатором соцсоревнования за скоростную обработку поездов на станциях. Первым на прифронтовой Кировской магистрали стал проводить часть маневровой работы с прибывающими составами на промежуточных станциях, что позволило сократить время стоянки поездов. В военное биографии железнодорожника есть и боевые страницы.

В октябре 1941 года оккупантам удалось захватить Медвежью Гору и станцию Лижма, отрезав семьи железнодорожников и подразделение красноармейцев. К окруженным был направлен хорошо знавший местность и отлично говоривший по-фински Меккелев. Он получил задание не только вывести людей, но и разведать позиции противника. Меккелев блестяще справился с заданием и вывел из окружения более 300 человек. Это был первый его рейд по тылам врага.

Весной-осенью 1942 года он еще несколько раз участвовал в разведывательных рейдах в тыл противника. Иногда рейды продолжались по нескольку недель - группа уходила на расстояние до 400 километров. Доводилось вступать в бой, выполнять подрывные работы Неутомимый разведчик собирал ценные сведения, которые поступали в штаб командования. После выполнения заданий Меккелев возвращался на свое рабочее место диспетчера, сослуживцы даже не предполагали о роде его командировок. Военный совет Карельского фронта вручил отважному разведчику медаль «За боевые заслуги».

В январе 1943 года Меккелев был назначен старшим диспетчером военно-эксплуатационного отделения №2 (ВЭО-2) Карельского фронта. Самоотверженно трудился, обеспечивая своевременную и бесперебойную доставку военных грузов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Меккелеву Евгениюй Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» (№ 130). В декабре в Кремле ему вручил высокие награды родины.

В 1944 году Меккелев в должности заместителя начальника военно-эксплуатационного отделения заниматься подвозом войск для усиления Карельского фронта, который летом нанёс мощный удар по немецко-финским оккупантам, завершившийся выходом Финляндии из войны.

После выхода Финляндии из войны и прекращения боевых действия на этом участке фронта перед железнодорожниками стала новая задаче – восстановление разрушенного врагом. Меккелев продолжал трудится в Масельском отделении Кировской железной дороги. В 1949 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Скончался 17 августа 1977 года. Похоронен на Сулажгорском кладбище города Петрозаводска.

Награжден орденом Ленина, медалями.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001