Берёзин Андрей Арсентьевич – моторист 5-го тяжёлого моторизованного понтонно-мостового Выборгского полка (65-я армия, 2-й Белорусский фронт), красноармеец.
Родился 5 августа 1910 года в деревне Слониха ныне Краснобаковского района Нижегородской области в крестьянской семье. Русский. В 1921 году окончил начальную школу в селе Софоново того же района. Одним из первых вступил в колхоз. С 1932 по 1934 год проходил срочную службу в Красной Армии. После демобилизации работал трактористом, бригадиром тракторной бригады в МТС.
Вторично призван в армию в 1941 году Киквидзенским райвоенкоматом Сталинградской области. В действующей армии с 1941 года. Участвовал в обороне Москвы, был тяжело ранен. После излечения в госпитале в начале февраля 1943 года направлен на Ленинградский фронт.
Воевал в 5-м тяжёлом механизированном понтонно-мостовом полку на Ленинградском и 2-м Белорусском фронтах.
Участвовал в ряде операций с форсированием крупных водных преград: – в конце декабря 1943 – начале января 1944 года в ходе подготовки к Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции переброска техники и войск 2-й ударной армии с Лисьего носа через Невскую губу на ораниенбаумский плацдарм – Ленинградский фронт; – Ленинградско-Новгородская стратегическая операция (14 января – 1 марта 1944 года), с форсированием рек Луга и Нарва – Ленинградский фронт ; – Выборгская операция (10-20 июня 1944 года) и освобождение города Выборг, за что 5-й отдельный тяжёлый механизированный паромно-мостовой полк получил наименование Выборгского – Ленинградский фронт; – Псковско-Островская наступательная операция (17-31 июля 1944 года) с форсированием реки Великая и освобождением Пскова (полк находился в оперативном подчинении 3-го Прибалтийского фронта); – Тартуская наступательная операция (10 августа – 6 сентября 1944 года) с форсированием пролива Тёплое озеро между Чудским и Псковским озёрами (полк находился в оперативном подчинении 3-го Прибалтийского фронта); – Моонзундская десантная операция (27 сентября — 24 ноября 1944 года) по высадке частей 8-й армии на острова Моонзундского архипелага в Балтийском море (Муху, Сааремаа, Хийумаа и других) – Ленинградский фронт; – Восточно-Померанская стратегическая операция (10 февраля – 4 апреля 1945 года) с форсированием Вислы в её дельте в районе Данцига (Гданьск) – 2-й Белорусский фронт; – Берлинская стратегическая наступательная операция с форсированием рукавов реки Одер (Ост-Одер и Вест-Одер) южнее города Штеттин (Щецин) – 2-й Белорусский фронт.
Отличился в ходе Берлинской операции.
Начиная с 23 апреля 1945 года, в течение трёх суток под огнём противника непрерывно переправлял на пароме через Ост-Одер и Вест-Одер, пойма между которыми была затоплена, танки, самоходные артиллерийские установки и другую боевую технику на плацдарм, захваченный стрелковыми частями 65-й армии, чем способствовал успешному выполнению боевой задачи.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании Одера, красноармейцу Березину Андрею Арсентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№5561).
После окончания войны вернулся в Краснобаковский район. Работал трактористом Краснобаковской машинно-тракторной станции. С 1958 года в течение двух лет работал заместителем председателя колхоза имени К.А.Тимирязева. Затем трудился бригадиром тракторной бригады. С января 1979 года – на пенсии.
Скончался 9 мая 1979 года. Похоронен на кладбище села Дмитриевское Краснобаковского района.
Награждён орденами Ленина (29.06.1945), Красного Знамени (12.04.1945), Трудового Красного Знамени, 2 орденами «Знак Почёта», медалями.
В деревне Слониха на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
Из наградного листа
Рядовой Березин при форсировании реки Мертвая Висла*, будучи мотористом катера «Невский», увидел, что следующий за ним катер с техникой и войсками подбит и потерял управление, а течение относит его к берегу противника. Направил свой катер на сближение. Увидев, что оба катериста убиты, передал управление своим катером своему помощнику. Невзирая на то. что второй катер был подожжен, пробит пулями и осколками, встал за штурвал и довел его до цели, где погасил пламя. После этого Березин заделал пробоины и привел катер на исходный берег, чем спас живую силу и технику, не щадя своей жизни.
При выполнении боевого задания по форсированию реки Вест Одер тов. Березин первым через протоки вывел свой катер на русло, буксируя паромы с лесоматериалом на противоположный берег, занятый противником. Обнаруживший подходивший к берегу катер противник открыл из траншей ружейно-пулеметный огонь. Понтонеры выскочили на берег и окопались. Березин не покинул катера, так как был перебит трос, за который буксировались плоты. Он развернул свой катер, подвел его к плотам, уходившим по течению, зацепил их и доставил к месту постройки пристани. Когда утром началась артподготовка, Березин зацепил паром с двумя самоходками и отправился по протоке с правого берега реки Ост Одер на левый берег реки Вест Одер. Когда катер находился на середине пути протоки, он был обстрелян пулеметно-автоматным огнем противника. Заметив это и зная решительность понтонеров, Березин направил катер к берегу, где завязался короткий, но жестокий бой, в результате чего было убито двое вражеских солдат, а 7 взято в плен.
Во время боя катерист Березин не покинул катер и заделал все пробоины от пуль противника. Когда миновала опасность для парома с самоходками, Березин доставил пленных в штаб.
Противник вел сильный огонь по району, где стоял паром. Катерист Березин развернул свой катер в обратный рейс, вывел его из зоны обстрела и благополучно разгрузил самоходки.
Начиная с 23.04.1945 года Березин бесперебойно, невзирая на никакие преграды, доставлял на плацдарм тяжелые и сверхтяжелые танки**.
За геройство, проявленное при форсировании рек Мертвая Висла и Одер, тов. Березин достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 5-го тяжёлого моторизованного понтонно-мостового Выборгского полка гвардии полковник Гультяев -------------------------------------------- * один из нескольких рукавов дельты Вислы ** видимо, имеются в виду средние и тяжёлые танки
При подготовке биографии использован ряд материалов, предоставленных С.В.Кузоватовым (г. Дзержинск Нижегородской области).